Результаты исследования мотивации учащихся 5-х классов

01.01.2017

Аналитическая справка

по результатам исследования мотивации школьного обучения

среди учащихся 5-х классов.

В октябре 2017 года было проведено психодиагностическое обследование среди учащихся 5-х классов с целью определения отношения пятиклассников к обучению в школе. Для этого были использованы:

·  «Анкета мотивации школьного обучения» (, . Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось, 1989.), которая направлена на выявление сформированности отношения к себе как к школьнику, выявление учебной активности;

·  рисуночный тест «Я в школе», позволяющий определить эмоциональное состояние учащегося, его неосознанное отношение к заданной теме, сформированность определенных умений и навыков;

·  психогеометрический тест, позволяющий выявить ведущее полушарие головного мозга и, вследствие этого, предположить развитие у ребенка тех или иных склонностей и особенностей личности;

·  метод направленного наблюдения.

Всего в обследовании приняло участие 45 учащихся 5-х классов.

Из них  12 чел выявлен высокий уровень мотивации школьного обучения.

У 20 чел. выявлен средний уровень мотивации школьного обучения.

У 13 чел. выявлен недостаточный уровень мотивации школьного обучения.

По результатам наблюдения можно говорить о том, что учащиеся в целом стараются соблюдать правила и нормы поведения в школе, прислушиваются к учителю. Отношение к учителю, в целом, положительное: 92%  дали положительные ответы, 4%  – нейтральные, 4%  – «хотел бы, чтобы был другой, менее строгий учитель».

Отношения с одноклассниками: 71% ответили, что им «нравятся одноклассники», 21%– что «одноклассники не очень нравятся», 8%– что «одноклассники не нравятся».

 Выводы:

·  В целом, можно говорить о высоком уровне сформированности мотивации школьного обучения среди учащихся 5-х классов. У большинства учащихся, вероятно, сформировано отношение к себе как к школьнику, уровень учебной активности достаточно высокий.

·  Психологический климат в классе можно признать удовлетворительным, с тенденцией к колебаниям.

Рекомендации

Для педагогов:

 

·         Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:

·         словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;

·         необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?);

·         создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).

·         Для формирования положительного отношения к учению:

·         заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

·         создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

·         опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

·         использовать интерес учеников к наглядности;

·         целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

·         При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:

·         Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».

·         Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

·         Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.

·         Если вы делаете ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки.Хочу такой сайт

·         Приглашайте на уроки гостей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах.

·         Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.

·         Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда: организуйте рефлексию и обратную связь во время урока.

·         Развивать познавательные интересы, для чего необходимо:

·         не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);

·         использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

·         стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.);

·         специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы;

·         использовать проблемно-поисковые методы обучения.

 Повышение школьной мотивации, советы психолога для родителей

 

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте ребенка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. Любите ребенка.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.09.2018

Дата обновления: 04.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89887772068

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».