Профориентация в школе
18.03.2019
В современном мире требования к
психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а
цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям
необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности
к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной
ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда
и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у
школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной
деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности
к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время
учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с
учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к самостоятельному,
осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного
развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим,
эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника,
т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно
профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в
развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Цели и задачи профориентации в школе
Цели школьной профориентационной работы
·
Формирование у детей готовности к труду.
·
Воспитание качеств, способностей,
свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
·
Профориентационная поддержка школьников
во время выбора профессии.
Задачи школьной профориентационной работы
·
Ведение информационной работы с
учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих
потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы,
дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
·
Получение, изучение и использование
информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им
в самостоятельном выборе профессии.
·
Разработка и внедрение большого
количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм,
методов, экскурсий и т.д.
·
Поддержка школьников группы риска, у
которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из
коррекционных классов.
·
Совместно с заведениями высшего или
среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный
переход учащихся на следующий уровень обучения.
Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ
Так как профессиональная ориентация в
целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и
направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический,
медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.
Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов
рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности
получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является
процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности,
учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом
индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний
школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными
профессиями.
Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников
общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических
аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование
определённой профессиональной направленности.
Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации
связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность,
доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной
профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по
формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей
профессии.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2019
Дата обновления: 18.03.2019
Дата публикации: 18.03.2019