«Выявления уровня толерантности среди подростков»

01.01.2017

Аналитическая справка по результатам исследования

«Выявления уровня толерантности среди подростков».

В настоящее время проблема толерантности приобретает всё большую актуальность.

Цель исследования – изучить уровень толерантности среди учеников 9-11 кл.

Методика исследования: Анкета «Опросник для выяления уровня толерантности/интолерантности».

В исследовании приняли участие 61 обучающийся 9-11 классов.

Анализируя полученные результаты ответов респондентов по анкете «Выявления уровня толерантности среди подростков», можно выделить следующее:

В большинстве своем респонденты воспринимают понятие «толерантность» как «проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему»

Уровень толерантности

Количество выборов

Классы

9»а»

9 «б»

10

11

Высокий уровень толерантности

Невысокий уровень

11

23

10

14

Невысокий уровень интолерантности

Высокий уровень интолерантности

1

1

1Хочу такой сайт

Характеристика уровней толерантности / интолерантности, диагностируемых с помощью опросника

«Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это осознанная, отрефлексированная позиция.

Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что…»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок.

Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур».

Большинство обучающихся, как показывают результаты исследования, имеют средний уровень представления о толерантности. Такие результаты показывают, что для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.

Рекомендации классным руководителям по организации

психолого-педагогического просвещения родителей

по проблемам воспитания толерантности у детей

Толерантность считается признаком высокого духовного и интел-лектуального развития индивидуума, общества в целом. Актуальность воспи-тания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессивности и нетерпимости, рост конфликтов и противостояний в решении сложных социальных проблем.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Общей для учителей и для родителей является проблема межнацио-нальной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, даже не замечая этого.

Необходимо проводить целенаправленную работу с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межна-ционального общения. Перевоспитать родителей педагог не сможет, но по-влиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаим-ного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпи-мости по отношению друг к другу.

Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семейных взаимоотношений. Знакомство с семьей школьника учитель может начать с анкеты для родителей. С по-мощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в кото-рых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и вывить просчеты в семейном воспитании.

Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и ответами на сходные вопросы детей. Отношения родителей и детей можно изучать в специально создаваемых ситуациях. Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.

Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.

Педагог-психолог Алимханова С.А.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.09.2018

Дата обновления: 04.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89887772068

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».