АДАПТАЦИЯ
11.10.2018
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов
в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только
новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты,
новые отношения, новые обязанности.
Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и
заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых
дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их
опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в
школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как
невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять
своим поведением (а таких ребят в классе много), связаны с особенностями их
психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их,
стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика.
Учитель должен строить свою деятельность с учётом степени и длительности
адаптации первоклассников к школе. Ему необходимо быть сдержанным, спокойным,
подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить отношения со
сверстниками.
В соответствии с новыми ФГОС период адаптации к школе первоклассников
обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным
пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с
нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки
индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным приёмам
обратной связи, развивает внимание, память, мышление, воображение; формирует
классный коллектив.
С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для
этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой,
улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; - не ставить
перед первоклассниками сразу более одной задачи. Провожу адаптационные
тренинги.
«Здравствуйте, это Я!»
Задачи:
познакомить детей друг с другом; создать благоприятную обстановку для занятий.
Оборудование:
сердце, сшитое из красной ткани.
Вводная
часть
Дети сидят в
кругу.
-
Здравствуйте, ребята! Но уже с сегодняшнего дня я могу вас назвать по-другому.
Кто скажет, как вас можно назвать? (Ученики, школьники). Верно, вы не просто
ребята, а вы ученики! Вместе нам предстоит многое узнать, многому научиться.
Поэтому давайте познакомимся, узнаем друг друга. У меня в руках сердце. В
сердце человека заключены тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам. Меня
зовут Саида Алимхановна. (Учитель передаёт сердце одному из детей, который
называет своё имя и передаёт сердечко следующему по кругу).
2.
Основная часть
Дети сидят в
кругу. Каждый говорит по очереди, во что любит играть и чем увлекается
(спортом, рисованием, музыкой и т.п.).
Упражнение
«Росточек под солнцем»
Росточек –
стебель растения в самом начале его развития.
Дети
превращаются в маленький росточек. Они в кругу садятся на корточки, голову
сгибают к коленям, обхватывают её руками.
- Представьте,
что вы – маленький росточек, только что показавшийся из земли. Всё чаще
пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Я буду
помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счёт: на каждый счёт
вы становитесь выше. Постарайтесь вырасти до счёта «восемь», а на счёт «девять»
и «десять» постарайтесь ещё подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы
стать ещё выше.
Релаксационное
упражнение «Солнечный зайчик»
- Сядьте
поудобнее. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше
по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на
подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот
– погладь животик. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, подружись с ним. А
теперь глубоко вдохнём и улыбнёмся друг другу.
3.
Заключительная часть
Упражнение
«Благодарю тебя»
Начинает
учитель. Он протягивает руку ребёнку, стоящему справа и говорит: «Спасибо,
Руслан, мне было приятно с тобой сегодня познакомиться». Дети передают слова
благодарности по кругу. И в заключении все хлопают в ладоши и произносят:
«Спа-си-бо!»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.10.2018
Дата обновления: 11.10.2018
Дата публикации: 11.10.2018